ЧЕШКИ - ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ ДЕТЯМ?
Каждый из нас, наверное, помнит, когда ходили в детскийсад, на занятия музыкой приходилось надевать чешки. Как ни удивительно, это правило действует и сейчас. «Почемуже? –спросите Вы–Ведь сейчас такой большой выбор обуви для детей, есть намного красивее: туфельки, сандалии, босоножки и многое другое?»
А дело вот в чем. На музыкальных занятиях дети осваивают несколько видов деятельности. Одной из них является музыкально-ритмическая деятельность–танцы. В обычной обуви выполнять танцевальные движения очень неудобно, а иногда и невозможно. Подошва в такой обуви жесткая, нога часто перетянута ремешком, нередко очень широким (особенно у мальчиков). А ведь танец предполагает легкость движений, дети активно двигаются по залу: подпрыгивают, бегают. Неудобные и довольно тяжелые сандалии увеличивают нагрузку на детские ножки.
«Хорошо, –скажите Вы, –пусть занимаются в чешках, а на праздник мы купим красивые лаковые туфельки». Ни в коем случае!
Почему?
На празднике дети выполняют то же самое, что и на занятиях, только в театрализованном оформлении и красивом платье или костюме, а нагрузки остаются прежними. Дело не только в нагрузке, важен и эстетический план. При исполнении танца музыку заглушает шум топающих ножек, разноцветные туфельки отвлекают внимание. Кроме этого, подошва выходных туфель обычно сильно скользит по паркетному полу. Вместо того чтобы наслаждаться своим танцем, ребенок переживает, как бы ни упасть, что часто и случается в таком случае.
Итак, танцевальная обувь (чешки) –это удобно, безопасно и красиво.
Как же выбрать хорошие чешки?
1. Обращайте внимание на внутреннюю поверхность чешек, а так же на стельку. Стелька должна легко выниматься и быть приятной на ощупь. Внутренние швы чешек не должны быть грубыми и жесткими.
2. Уделите особое внимание подошве чешек. Согните подошву в носочной части. Она должна быть гибкой, иначе суставы стопы будут ограничены в движении, что может вызвать дискомфорт, а это недопустимо.
3. Внешний вид чешек и балеток должен быть идеальным. Не допускаются заломы, обрывы ниток, кривые строчки, пропуски стежков, утолщения в швах, пятна и складки.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:
- дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности
Дыхательная гимнастика.
важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
- игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус. деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез
- пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
- речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность
Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
- музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка. его интересов. Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
- повышение уровня речевого развития
- снижение уровня заболеваемости
- стабильность физической и умственной работоспособности
Играйте вместе с нами
Упражнение «Погреемся» (развитие дыхания)
Мерзнут на ветру ладошки,
Мы погреемся немножко.
Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а».
Далее чередуют: на правую бесшумно, на левую – с голосом.
Оздоровительный самомассаж лица «Превращение»
Лепим, лепим ушки – щипать пальцами раковины ушей
Слышим хорошо!
Нарисуем глазки – поглаживать брови, глаза закрыты
Видим далеко!
Носик мы погладим, большими пальцами гладить крылья носа
Усики расправим. нарисовать указательными пальцами усы
Теперь мы не ребята, покружиться
А веселые зверята! похлопать в ладоши
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Раз, два, три, четыре, удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши
Мы посуду перемыли: одна ладонь скользит по другой по кругу
Чайник, чашку, загибать пальцы по одному
Ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, одна ладонь скользит по другой
Только чашку мы разбили, загибать пальцы по одному
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. удар кулачками друг о друга, хлопки в ладоши
Речевая игра со «звучащими жестами» «Зимушка-зима»
Ах ты, Зимушка-зима, |
Пружинка с поворотами, руки на поясе |
Белоснежная была, |
Притопы ногами в ритме фразы |
Белоснежная была, |
Шлепки по бедрам в ритме фразы |
Все дорожки замела. |
Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку |
Морозы трескучие, |
Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы |
А снега сыпучие, |
Сверху-вниз махи кистями рук |
Ветры завьюжные, |
Качание рук над головой |
И метели дружные. |
Моталочка через верх вправо-влево |
Активное слушание «Море»
- Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны.
Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети плавно качают руками и произносит «ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении Ванессы Мей раскачиваются и гудят.
Музыка для релаксации
Классические произведения:
- Т. Альбиони «Адажио»;
- И. Бах «Ария из сюиты №3»;
- Л. Бетвохен «Лунная соната»;
- Э. Григ «Песня Сольвейг»;
- К. Глюк «Мелодия»;
- К. Дебюсси «Лунный свет»;
- Колыбельные;
- Н. Римский-Корсаков «Море»;
- Г. Свиридов «Романс»;
- К. Сен-Сакс «Лебедь»;
- П. Чайковский «Осенняя песнь»;
- П. Чайковский «Сентиментальный вальс»;
- Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»;
- Ф. Шуберт «Аве Мария»;
- Ф. Шуберт «Серенада»;
- Р. Шуман «Грезы».